«Панарин не любил тренироваться. Все прыгали через барьеры, а он говорил: «Мне надо уроки сделать». И шел играть». Тренер школы «Витязя» о форварде

Тренер школы «Витязя» Шамиль Алиев вспомнил о жизни и игре с Артемием Панариным в Подольске.

– Каким Артемий был в 14-15 лет?

– Могу одно сказать – он все время был «игровичком». Во что с ним ни играй, он тебя обязательно выиграет. А если у него не получается выиграть, то он сделает все, чтобы в итоге выйти победителем. Какая бы игра ни была – настольный теннис, баскетбол, или что-то еще.

Но вот тренироваться не любил: он не понимал, зачем ему стараться, если он и так играет? Осознание того, что нужно прикладывать максимальные усилия и работать, пришло к нему лет в 16. Он молодец.

– По росту он был самым маленьким?

– Да, самый мелкий. Помню, когда я приехал, мы сдавали подтягивания, и тренер мне говорит: «Ну давай уже и за Панарина тоже подтянись».

Он был маленьким, щупленьким, но резким. Мог на носовом платке накрутить так, что мало не покажется.

– Не комплексовал ли он из-за своего роста? Может, подсмеивались над ним?

– Конечно, мы все периодически конфликтовали. И дрались между собой, и мы с ним тоже дрались друг с другом. Это мужской коллектив.

Но у него был дух, его очень сложно было сломить. Столько было ситуаций, когда он проявлял свой характер. Слабины он точно не давал.

– В драках Артемий чаще проигрывал?

– Бывало по-разному. Но что значит проигрывал? До каких-то серьезных избиений у нас в любом случае дело не доходило. Мы дети 90-х – подрались, а уже через 5 минут общались как ни в чем не бывало.

Если в целом говорить, то он был очень характерным. Как в жизни, так и на льду. Если Панарин вцепился в шайбу, то он ее забирал у любого. Даже если падал, то все равно боролся до конца.

– Вы говорили, что он не очень любил тренироваться. То есть не было такого, чтобы он после тренировок оставался и работал над чем-то?

– Он любил играть. Во что угодно: приставку, карты, теннис, баскетбол. А вот тренировки не очень ему нравились.

Например, идем все в зал, а Артемий говорит тренеру: «Мне там надо еще уроки сделать, можно я пойду». И тренер отпускал, говорил, иди учись. А мы все шли и тренировались, прыгали через барьеры.

– Но он же не уроки уходил делать?

– Естественно. Он шел играть. В таком возрасте сложно заставить себя работать. Мы все трудились, но делали это только потому, что тренер в хорошем смысле этого слова заставлял нас это делать.

163